Анимистический витализм. Часть шестая

Поскольку методология современного механистического естествознания основана на фиксации явлений путём наблюдения или с помощью приборов, а в настоящее время отсутствуют как онтологические основания такой картины мира, которая включала бы в себя представления о душе, так и приборы, позволяющие зафиксировать явления неизвестной природы, то в контексте механистического естествознания деятельность души принципиально не может быть зафиксирована.

Виталистические версии, в основе которых лежит понятие души, очень сложно дифференцировать от версий, основанных на понятии эйдо- са. Начиная с Аристотеля, родоначальника эйдетического направления в витализме, эти понятия у большинства авторов отождествляются. В них выделяются психический (бессознательный) и разумный (сознательный) аспекты. На мой взгляд, их необходимо различать, поскольку с мифологической и религиозной точек зрения душа рассматривается как состоящая из вечной субстанции и продолжающая своё существование после смерти тела, тогда как эйдос (форма) есть аспект вещи, противопоставляемый материи. Многие авторы придерживаются точки зрения, что нельзя говорить о существовании эйдоса после смерти тела.

В настоящее время в научном арсенале существуют методы, аналогичные тем, которые применяются, например, в психоанализе и позволяющие по отчётам сенситивов (визионеров) сделать вывод о существовании души. Так как полученные таким способом данные исходят от индивидов, которые по своим характеристикам отличаются от подавляющей массы людей, то они не обладают всеобщностью. Также информация, полученная от людей, переживших клиническую смерть, получена во время пребывания их в нетипичных условиях. На основе полученной информации реконструируется картина мира, довольно противоречивая и очень сильно отличающаяся от той картины, которая преподносится современным естествознанием (Green, 1968; Ландсберг, Файе, 1991; Моуди, 1991; Гонзалес-Випплер, 2003; Кэннон, 2005; Мак-Найт, 2009; Бронфман, 2010). Таким образом, эта версия витализма никак не может быть включена в контекст современного естествознания.

Также следует заметить, что по отчётам сенситивов взаимодействие между душой и телом описывается на материале, относящемся только к человеку. На основании этих отчётов нельзя сказать, можно ли распространить эти данные на животных и растения, у которых согласно философским представлениям отсутствует сознание (мышление).

В Новое время идеи Г.Э. Шталя оказали влияние на многих биологов, в частности, на К.Ф. Вольфа, И.Ф. Блуменбаха, И. Мюллера, причём развитие виталистических представлений пошло в разных направлениях. В связи с нарастающим противопоставлением науки и религии и признанием их несовместимости представление о душе как виталистическом факторе всё более дискредитировалось, как связанное с религией. Соответственно, жизненные явления виталисты пытались объяснить с использованием понятий, применяемых в различных естественных науках. Зайти поиграть на официальном сайте вулкан ставка казино можно здесь.

К ленте новостей